"Открытый э-билет Житомира": создана первая визуализацию работы общественного транспорта

25 апреля, накануне второй годовщины вступления в силу Закона о введении автоматизированных систем оплаты проезда в городском общественном транспорте (электронный билет), Министерство инфраструктуры Украины совместно с Государственным агентством электронного управления и Житомирской городским советом представили первую визуализацию работы коммунального общественного транспорта на основе открытых данных "Открытый е-билет Житомира", которая демонстрирует потенциал использования открытых данных по е-билете в принятии взвешенных и прозрачных решений для по ращення работы транспорта в городах и снижения коррупционных рисков.

Далее расскажет "Житомир - город будущего"

Проект реализован Агентством журналистики данных в рамках проекта USAID / UK aid "Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах / TAPAS".

По словам заместителя городского головы Дмитрия Ткачука, стратегия транспортной реформы в Житомире - это предоставление прежде всего качественных услуг в сфере пассажироперевозок. Житомир - один из первых городов в Украине, где 2 года назад, кстати еще до принятия соответствующего закона Верховной Радой, ввели систему оплаты проезда с помощью безналичной формы оплаты за проезд. За это время электронный билет стал для житомирян удобным инструментом оплаты за проезд, ведь пополнить электронный билет на любую сумму можно через Интернет и в терминалах самообслуживания, не только удобно, но и позволяет экономить время.

"Нововведения позволяет персонифицировать пассажиров, ввести новую транспортную сеть, улучшить комфорт расчета и контроль за деньгами и ввести гибкую систему управления транспорта и получить аналитику для качественных управленческих решений", - говорит Ткачук.

7 мая 2019 исполняется два года с момента вступления в силу Закона о е-билет, который был инициирован Министерством инфраструктуры Украины. Восемь украинских городов уже внедряют электронный билет, среди них: Белая Церковь, Винница, Днепр, Житомир, Киев, Львов, Тернополь и Харьков. Житомир стал первым городом в Украине, ввело бесконтактные формы оплаты в наземном общественном транспорта и открыло данные об оплате проезда открытыми.

Это означает, что каждый может бесплатно загрузить данные и проанализировать их. Такая прозрачность позволяет улучшить работу общественного транспорта, а также ограничивает коррупционные риски.

В интерактивной визуализации "Открытый э-билет Житомира" собрана информация по выполнению графиков движения транспорта, ежедневный объем выручки от продажи билетов, самые популярные городские маршруты и остановки, направления передвижения жителей города. Для создания инструмента были проанализированы данные по 18 троллейбусным, 2 автобусным и 1 трамвайном маршрута КП "Житомирское трамвайно-троллейбусное управление", в том числе и информацию о более 5 млн транзакций по е-билете. Сервис позволяет проанализировать этот массив данных в разрезе более 120 транспортных средств и 400 остановок.

"Открытый э-билет Житомира" демонстрирует преимущества внедрения е-билета и открытие данных по нему для других городов, уже внедряют или планируют внедрять е-билет, среди основных:

  • Снижение рисков коррупции. Визуализация данных по е-билете дает возможность каждому посмотреть, выполняются графики движения, не отклоняется транспорт от маршрутов, сколько поездок совершено какое количество средств поступило от продажи билетов. Неожиданное снижение выручки может свидетельствовать о недобросовестной работе кондукторов или о том, что пассажиров на маршруте "собрала" маршрутка, которая умышленно уклонилась от графика движения.
  • Экономия бюджетных средств. Благодаря анализу данных Житомира удалось откорректировать графики маршрутов в соответствии с реальными пассажиропотоков, это принесло экономию в 500 - 600 тыс. Грн в месяц.
  • Улучшение качества услуг. Данные важные при планировании новых маршрутов и графиков движения, а также определения оптимального количества подвижного состава, формирование комфортных для пассажиров и экономически эффективных графиков движения. А визуализация помогает гражданам самостоятельно анализировать, какие маршруты являются наиболее популярными, где и когда есть самый пик пассажиров и, соответственно, при необходимости требовать у властей увеличения количества транспорта на маршруте.

Как отмечает Дмитрий Ткачук, важность этих данных и их визуализации заключается в том, что какие - либо решения принимаются городскими властями на основе анализа полученной информации и действительно аргументированными, а не субъективными. А главное, они являются основанием для планирования следующих шагов для реформирования транспортной системы города, ведь дают возможность не только осуществлять определенные изменения, но и оценивать их эффективность.