Пятница, 19 апреля, 2024

История житомирского трамвая

Отсчет истории трамвая в Житомире начинается 22 августа 1899 года. На территории Украины – это пятый город, в котором была начата и развивалась система электрического пассажирского трамвая. В Житомире он прошел путь от основного вида транспорта, был вытеснен троллейбусной сетью и «скатился» к единому маршруту. Детальнее об истории этого хорошо известного местным жителям и популярного вида общественного транспорта на zhytomyr.future.

Начало истории трамвая в Житомире

В 1985 году представители житомирского местного самоуправления и предприниматель Лихачев заключили соглашение о строительстве трамвая, который был бы грузовым и должен двигаться от железнодорожного вокзала и конечной точкой назначения был Богунский тартак. Впрочем, зимой 1896 года договор был передан другому местному бизнесмену, Лазарю Полякову, которому удалось убедить городские власти в отсутствии перспектив данного трамвая. 

В Житомире начинает курсировать грузовой трамвай, на котором возили зерно и древесину

В Житомире начал работу начал курсировать грузовой трамвай, это событие произошло в мае 1897 года. Трамвайный маршрут пролегал мимо улицы Сенная, также улиц Северная (Николая Сциборского), заворачивал и на улицу Большая Вильская (Победы). Трамвайный транспорт двигался по Старому почтовому пути мимо реки Каменки и достигал Богунского тартака. Трамвайный путь имел ширину 1000 миллиметров. Трамваем возили древесину до вокзала и зерно до мельницы. Какие этапы развития пришлось пройти грузовому трамваю в городе Житомире, информации нет.

В Житомире появляется и приобретает популярность пассажирский трамвай

Что касается истории пассажирского вида трамвая в Житомире, то датой его начала можно считать 22 августа 1899 года. В Житомире было построено четыре трамвайных линии. Так, эти трамвайные линии имели соответствующие названия Киевская, Чудновская, Бердичевская и Вильская, которые имели маршруты 1,2,3 и 4. Все эти четыре трамвайные линии имели один путь. Следует заметить, что первые годы функционирования для житомирского трамвая были непростыми, ведь извозчикам настолько не нравилось его появление на улицах города, что они боролись с ним разными коварными методами, даже и складывали бревна, чтобы помешать его движению.

Бердичевская линия претерпевает изменения, и начинаются они в 1901 году.  Да, ее продолжили, и она простиралась от еврейского госпиталя и направлялась в приют Дурилиных.

В 1909 году в Житомире открыли пятую линию, соединившую Киевскую линию и Жытний рынок. В 1914 году в пятую линию были внесены изменения и продолжены до Сенного рынка, Киевская линия направлялась от вокзала до перекрестков улиц Бориса Тена, Вокзальная и Витрука.

У властей Житомира были планы согласовать еще пять трамвайных маршрутов, а автор проекта столичного бензотрамвая должен был построить трамвайную линию, соединяющую Киев и Житомир, впрочем, Первая мировая война внесла коррективы в эти идеи, и они остановились на этапе проектирования.

В течение 1918-1920 годов для трамвайной сети в Житомире наступило затишье, она не работала в течение этого времени. В 1921 году был сооружен тупик, ведущий от улицы Московская, который направлялся к рейкам грузового трамвая. В 1935 году Вильская трамвайная линия была продолжена, и она направлялась к Богунскому мосту.

Военные действия 1941 привели к закрытию пятой (Московской) и Вильской трамвайных линий.

Немецкие оккупанты использовали трамвай в Житомире для собственных целей: перевозили им уголь

Так, немецкие оккупанты использовали житомирский трамвай в своих целях, в частности, перевозили им уголь с вокзала и электрической станции. Киевская трамвайная линия пополнилась дополнительным ответвлением, которое двигалось к железнодорожным путям Товарно-грузовым переулком и улицей Ипподромна. Такая же участь постигла и Бердичевскую линию, ведь к ней также достроили ответвления, по которым трамвай двигался к расположенной на улице Жуйка электрической станции. То есть можно подытожить, что начиная с 1941 года грузовой трамвай осуществлял рейсы по улицам Киевская, Большая Бердичевская, Жуйка и заезжал на Товарно-грузовой переулок. Для житомирского грузового трамвая были привлечены переоборудованные пассажирские вагоны. Впрочем, этот маршрут не был новым, ведь он был запроектирован еще в 1934 году и даже был уже приобретен рельсы для него, так что по окончании войны он был снова запущен в работу. Только в 1953 году в Житомире прекратились трамвайные грузовые перевозки, ведь до городской электрической станции была проложена ветка железной дороги.

В 1944 году в Житомире возобновила работу пятая трамвайная ветка (Московская), а только в 1948 году удалось восстановить Вильскую трамвайную линию. Впрочем, в маршрут были внесены вынужденные изменения, и он существовал как два участка, которые были отделены друг от друга.Так, первый из этих участков был частью трамвайной системы города, а второй из них был вне ее и состоял из старых вагонов. Для того чтобы преодолеть расстояние между этими двумя участками, транспорта не было, поэтому пассажирам приходилось преодолевать ее пешком. Вильская линия была объединена только в 1950 году.

После внедрения в Житомире троллейбусной сети трамвай в городе теряет свою актуальность как вид общественного транспорта

В 1955 году в Житомире начинают готовиться к внедрению в городе троллейбусной сети, а соответственно и к курсированию троллейбусов. Чтобы предотвратить повторы в троллейбусных и трамвайных маршрутах, было принято решение перенести трамвайные пути с  Киевской на улицу Котовского, которая шла параллельно (трамвайная линия Киевская).

В 1956 году трамвайные конечные остановки, которые были на площади Соборной, были перенесены, и они расположились на соседней площади Победы. В 1958 году трамвайные пути, расположенные на улице Большой Бердичевской, были перенесены на параллельную улицу Льва Толстого, а также параллельную улицу Первого мая (трамвайная Бердичевская линия).

в 1958 году — рельсы с ул. Большая Бердичевская перенесена на параллельные улицы 1 мая и Льва Толстого (Бердичевская линия).

В 1964 г. прекращает свое функционирование Вильская трамвайная линия, ведь был сформирован троллейбусный маршрут и могли возникнуть повторы с трамвайным. Такая же участь в 1965 году постигла Киевскую и Чудновскую трамвайную линию, впрочем, дата прекращения ее существования остается неизвестной. В 1974 году прекратила функционирование и Бердичевская трамвайная линия, ведь в связи с переселением с улицы Большая Бердичевская потеряла свою актуальность и популярность.

Поэтому стоит отметить, что начиная с 1974 года, трамвайная история в Житомире претерпевает значительные изменения. Так, с этого года в городе остался один-единственный маршрут курсирования трамвая, поэтому даже исчезает необходимость его нумеровать и присваивать какую-то цифру.Впрочем, учитывая, что все остальные четыре трамвайные линии прекратили свое существование, этот единственный трамвайный маршрут развивается и приобретает популярность среди местных жителей. В частности, в 1961 году в Житомире была построена трамвайная линия, которая пролегает мимо улицы Бориса Тена, улицы Восточной, а конечной остановкой маршрута можно назвать территорию неподалеку от городского Ботанического сада. Как только эта трамвайная линия была построена, она имела один путь, однако была переформатирована, и был добавлен еще один путь. В 1963 году эта трамвайная линия была продолжена Житомирского льнокомбината.

В 1977 году Житомирское трамвайное депо переехало с улицы Малая Бердичевская на территорию нового трамвайно-троллейбусного депо №2.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.