Суббота, 2 июля, 2022

Сквозь терни к депо: житомирский трамвай

На часах пять утра. Город Житомир просыпается. Солнце медленно выныривает из-за горизонта и начинает освещать своими лучами здания города. В темных окнах многоэтажек выключается утренний свет, ведь утреннее солнце уже заглядывает в каждый дом. После ночевки на дорогах города автомобилей становится больше. Все спешат кто куда. Кое-кто достается пункту назначения на своем авто. Кто-то втискивается в забитые автобусы и троллейбусы. Кто-то желает  подышать свежего утреннего воздуха и пройтись пешком к работе. Ну а кто-то сегодня утром стоит на остановке и ждет когда услышит на рельсах знакомый звон металлических колес трамвая. Далее на zhytomyr-future.

Еще с самого детства нас увлекал этот вид транспорта, и то, что в нем есть что-то увлекательное и романтическое, вряд ли кто-то подвергнет сомнению. Сколько детей оборачивается и с улыбкой на лице провожают взглядом исчезающий за поворотом трамвай. Ну на какой вид транспорта так обращают внимание наши дети? А когда впервые садишься в салон, дух перехватывает не только от оригинальности окружающего тебя, так еще и во время движения невозможно не наслаждаться колебаниями трамвая с боку на бок. А звон металлических колес, видимо, запомнился всем, кто хоть раз ездил в нем. Однако когда мы становимся взрослыми, на это мы уже не обращаем никакого внимания. За долгие годы существования на улицах Житомира этот вид транспорта претерпел многие изменения, история вносила свои коррективы в развитие трамвайного транспорта в нашем городе. Ну что ж, включаем воображение и айда в прошлое старого Житомира.

История рождения

1895 год. Нет, не в этом году появился первый трамвай в Житомире. Правда, тогда родилась идея подарить городу этот транспорт. Предприниматель Лихачев вместе с городскими властями заключает договор об учреждении конного грузового трамвая для транспортировки древесины на богунскую лесопильную.

Февраль 1896 года. Договор переходит к другому предпринимателю Полякову, который не считал идею с лошадьми перспективной. Все же в 1897 году, после многих споров и доводов, претворяет в жизнь свою идею и делает трамвай на электрической тяге. Констатируем, что впервые трамвай помчался по улицам города в 1897 году. Не все жители были рады такой перспективе и делали все для блокировки поездок трамвая, подкладывая камни на рельсы. Были зафиксированы бунты населения со случаями переворачивания транспорта. Однако наперекор всему со временем появились идеи о пассажирских перевозках, хотя судьба была иного мнения.

1899 год. В то время в Украине, в четырех городах уже существовали пассажирские трамвайные перевозки. Житомир стал пятым городом Украины, который мог себе позволить такую ​​роскошь. В отличие от современного Житомира с одним маршрутом, тогдашний город имел аж 4 линии. К 1935 г. некоторые ветки были несколько видоизменены, дополнены, переработаны или удлинены. Более того, в 1909 году была добавлена ​​пятая линия, называвшаяся Московской. Были планы открыть еще пять линий трамвайного сообщения, правда, перед первой мировой войной. Но планы так и остались не воплощенными в жизнь. Отметим, что с 1918 по 1920 годы трамвай по известным причинам не работал.

Оккупанты

Великая Отечественная Война также оставила отражение в истории трамвайного транспорта. Интересен факт, что силами окупантов перестали функционировать Московская и Вильская линии, которые позже использовались для транспортировки угля. Они это умеют, где-то мы это слышали. А использовали они переоборудованные пассажирские вагоны.

Движение по Московской линии было возобновлено в 1944 году. А по Вильской в 1948.

Год 1955. В светлые головы руководства нашего края закралась идея об организации в городе троллейбусного транспорта. Неудивительно, что после воплощения планов слуг народа трансформации с трамвайным транспортом были лишь вопросом времени. И, после долгих дискуссий, некоторые маршруты были демонтированы с целью не дублирования троллейбусных и трамвайных линий. Некоторые маршруты трамвая считались нерентабельными и не прибыльными. А до 1974 года наш город из пяти линий сохранил только одну, которая действует и поныне. Стоит отметить, что до 1961 года, что бы ни происходило с трамвайным транспортом, он был однопутным. Но с тех пор у нас есть два пути железного транспорта.

Современный трамвай в Житомире

В 2021 году происходят пока последние изменения в движении по путям города. Демонтируется поворот к Льнокомбинату. Март 2022 года, трамвай двигался по сокращенному маршруту с площади Победы к ТТД №2. В отличие от довоенных времен, когда маршруты имели свои номера, современные власти не скреативили и вот уже много лет наш трамвай курсирует без номера.

Ретро трамвай

К счастью, в современном мире еще сохранились романтики и просто люди, желающие почувствовать и увидеть что-то новое и в то же время древнее. Житомирское ТТУ располагает уникальным экземпляром, который не только разбавляет своим видом ТТД №2, но и дает возможность всем желающим за отдельную символическую оплату нанять его и проехаться по улицам города, погрузившись в историю с головой. Для особо придирчивых скажем, что сам трамвай не сделан с нуля, а реконструирован по чертежам в первые годы его существования в нашем городе. Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что этот маршрут отложиться не только в памяти взрослых, но и заставит безумствовать от радости самых маленьких украинцев и украинок. Однозначно дети будут в восторге от такого путешествия с привкусом прошлого. Поэтому берите детей и айда в Житомир за невероятными эмоциями.

Так было всегда, что сколько людей, столько и мнений. Кто знает, было бы лучше того, если бы все думали одинаково. Но большинство людей соглашается, что трамвай – это больше, чем просто транспортное средство. Каждый день в нашем городе этим видом транспорта тысячи житомирян едут каждый по своим делам. Кто-то на работу, а у кого дорога лежит к родным. Как и тогда, в древности, когда дороги нашего города были устланы брусчаткой, задача трамвая была неизменной – довезти туда, где тебя ждут. За свою более чем 120-летнюю историю этот вид транспорта заслужил место под житомирским солнцем. Но, скорее всего, когда едем в салоне трамвая, мы все углубляемся в свои проблемы, ныряя в них с головой, и не задумываемся, что же пережил этот транспорт, в котором мы сейчас едем. Да, он не идеален, местами проржавел, где-то скрипит, изредка обшарпан, там разбит, а тут отклеилось. Но, несмотря на все это, он едет и является олицетворением каждого украинца. Как бы ни было тяжело, мы двигаемся и будем это делать еще долго.

Latest Posts