Пятница, 29 марта, 2024

История троллейбуса в Житомире

Троллейбусное движение на территории Житомира зародилось в 1960-х годах. Так, по состоянию на 1962 год в Житомире был лишь один маршрут протяженностью 3,5 километра. Через год в городе появилась еще одна троллейбусная линия, а в 1966 году их количество возросло к трём линиям. Об истории популярного среди местных жителей вид общественного транспорта подробнее расскажет  Zhytomyr.future.

1960-е годы

Датой старта троллейбусной эпохи в Житомире следует считать 1 мая 1962 года. Первый городской троллейбусный маршрут имел начальную точку отправления на площади Привокзальной, курсировал  улицей Ленина, а впоследствии двигался вправо, чтобы забрать пассажиров на площади Ленина. Затем троллейбус возвращался на площадь Победы и на улицу Ленина. Эту троллейбусную линию обслуживало 5 троллейбусов, а временное депо располагалось на территории уничтоженного пожаром здания (территория гостиницы «Житомир»).

На протяжении 1962 года в Житомире удалось присоединить к маршруту еще 6 троллейбусов, и всего за это время услугами перевозки воспользовалось 2,4 миллиона пассажиров. Ремонт и техническое обслуживание троллейбусов производили на территории трамвайного депо по улице Комсомольская (территория лицея №25). Да, ремонтные мощности располагались на открытом воздухе, там же была размещена и кузница, к тому же, троллейбусы на территорию ремонтной зоны  нужно было заталкивать вручную.

Вторую троллейбусную линию удалось открыть 7 ноября 1963 года, она курсировала  улицами Театральная, Карла Маркса и также простиралась на территорию Смолянки. В 1964 году было принято решение демонтировать трамвайные пути и построить троллейбусную сеть, которая начиналась с улицы Карла Либкнехта и тянулась к фабрике «Комсомолка». Поэтому через 2 года после начала становления троллейбусной сети в Житомире уже курсировало два маршрута: №1, который ехал от вокзала до Смолянки и №2, который двигался от вокзала до фабрики “Комсомолка”.

Третий троллейбусный маршрут в Житомире, который двигался от фабрики Комсомолка до Смолянки был открыт в марте 1966 года.

В 1966 году на улице Чапаева в Житомире построили новое троллейбусное депо. По этому адресу, на улице Чапаева, до 1978 года размещалось и городское ТТУ.

1970-е годы

В феврале 1971 года в город поставляется троллейбус Киев-6, и они выходят на линию.

Весной 1973 года трамвайно-троллейбусное управление начало экспериментальный проект, суть которого заключалась в том, что на маршруте №1 в часы наибольшего скопления пассажиров курсировал троллейбус с надписью «Малыш», и воспользоваться услугами этого транспортного средства могли только родители со своими детьми или же учащиеся младших классов. Впрочем, горожане не считались с этими условиями, несмотря на то, что не подпадали под эти критерии, игнорировали запрет и заходили в эти троллейбусы. Так что этот эксперимент с троллейбусом можно считать неудачным, впрочем, он еще довольно долго курсировал по городу, однако уже в качестве агитационного.

В том же году в Житомире троллейбусная сеть была проложена и на Крошню, а в 1974 году она появилась и в Гидропарк.Таким образом, начали действовать еще два троллейбусных маршрута — №4, который двигался от вокзала до микрорайона Крошня и №5, который начинал движение на площади Ленина и двигался в Гидропарк.

В 1976 году в микрорайоне Корбутовка была построена очередная тяговая подстанция и реконструировано 4 уже существующих, поэтому их мощность увеличилась почти в 2 раза.

Начиная с 1976 года в Житомир наладили поставки троллейбусов, а с 1982 года они поступали в город по 15-20 единиц в год.

1980-е годы

В 1981 году в Житомире открыли троллейбусный маршрут, который охватывал улицы Витрука и Селецкую, а затем появились маршруты кольцевого направления №1 А, который двигался от вокзала по улице Театральной, заезжал на Смолянку и курсировал на вокзал и №1Б, который на Смолянку, затем трогался на улицу Театральная, а затем на вокзал. В этот период была сформирована и троллейбусная линия, которая начиналась за площадью на Смолянке и соединяла площадь Победы и бумажную фабрику.

Также троллейбусные линии были построены и на улице Михайловоградской и Ватутина, а также на улице Коммунистической и Московской.

В 1985 году троллейбусная линия была проложена до улицы Циолковского, она простиралась также до улицы Космонавтов и охватывала восточные территории улицы Селецкой.

Также в тех же 1980-х годах в Житомире была начата четырехзначная нумерация подвижного состава троллейбусной сети.

1990-е годы

Этот период отмечается наибольшей концентрацией троллейбусов в Житомире, ведь тогда их количество достигло отметки 297, однако поставки новых машин значительно сократились, вместе с тем списание действующего подвижного состава продолжалось с предыдущей частотой. Так, в 1990 году в Житомир поставили троллейбусы в количестве 32 штуки, в 1991 году их поступило уже 20, в 1993 году было получено 11, а в 1994 году поступил только один троллейбус. В течение 1995-1998 годов Житомир получил 5 троллейбусов.

По состоянию на начало 1995 года в Житомире протяженность троллейбусных линий достигала 96,0 километров, а в троллейбусном депо находилось 209 единиц подвижного состава.

В 1999 году троллейбусные перевозки составляли 65% всех перевозок в Житомире.

2000-е годы

В 2000-х годах троллейбусный маршрут №10 сократили, и он двигался только к вокзалу, впрочем, впоследствии он был возвращен в прежнее состояние, и он снова двигался в ЗОК. Вместо этого маршрут №8 сократили, и он в выходные дни курсировал на площадь Победы, а в час пик двигался в сторону Чулочной фабрики.

В 2004 году в Житомире начинает курсировать маршрут №5А, троллейбусные маршруты №17 и №18 начинают свою работу в 2005 году.

В декабре 2005 года в городе Житомир находилось 188 троллейбусов 1979-1994 годов производства, 5 троллейбусов 1995-1998 годов производства, а также два грузовых троллейбуса.

В 2007 году в Житомире троллейбусный маршрут №6 был сокращен, и он двигался только к ЗОК, а также в это же время организован троллейбусный маршрут №10А и №7А.

По состоянию на июль 2008 года троллейбусные маршруты №9 и №15 начали снова курсировать, поскольку были отменены маршруты №9А и №9Б. Осенью 2008 года в Житомире был восстановлен троллейбусный маршрут №4, в то время как маршруты №4А и №4Б были отменены. Троллейбусный маршрут №8, курсировавший до железнодорожного вокзала, был возвращен к площади Победы.

2010-е годы

Несмотря на протесты работников, практически вся доля трамвайно-троллейбусного депо №2 была законсервирована в течение августа 2010 года. В результате весь подвижной состав был перенаправлен в депо №2 и вместе с тем под увольнение подпало 50 рабочих.

Практически весь подвижной состав трамвайно-троллейбусного управления, а также администрация перебазировались на территорию троллейбусного депо №1.В результате ликвидации депо №2 въезд в депо №1 с перекрестка улиц Щорса и Чапаева был восстановлен.

В 2011 году в Житомире был организован экспериментальный троллейбусный маршрут №4А, следовавший от микрорайона Крошня лр улицы Космонавтов.

К осени 2011 года администрация трамвайно-троллейбусного управления снова вернулась в депо №2.

В январе 2012 года 123 троллейбуса находились на балансе Житомирского трамвайно-троллейбусного управления.

В июне 2018 года в Житомире было решено создать пять маршрутов, которые курсировали до 23:00.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.