Воскресенье, 16 июня, 2024

История самого известного местного транспорта Житомира

Самым известным местным транспортом нашего города является трамвай. Его история поражает, ведь в 2021 году ему исполнилось 122 года. Это первый городской электрический транспорт, который прошел немалый путь трансформации. Подробнее о долгом пути трамваев города расскажет Житомир Будущего.

Историческая справка

Началась история строительства конного грузового трамвая в 1895 году. Именно в этот период городские власти заключили договор с Лихачевым — предпринимателем Житомира. В следующем году договор строительства линии от железнодорожного вокзала к Богунской лесопилки перешел к Лазарю Поляковому. Предприниматель узнал об отсутствии перспектив конной тяги и предложил другое решение – электрическое построение линии.

Май 1897 года является началом функционирования грузового трамвая. Линии проходили через такие районы:

  • территория нынешней тюрьмы;
  • улица Сенная;
  • улица Северная, более известная сейчас как улица Николая Сциборского;
  • улица Большая Вильская, нынешний центральный район Житомира — улица Победы;
  • далее трамвай двигался по Старопочтовом пути, ныне по Вильскому пути;
  • через район Каменки трамвай доезжал до Богунской лесопилки.

Это был путь перевоза леса (с Богунской лесопилки до железнодорожного вокзала), и зерна в обратном направлении к мельнице. Планировалось внедрение пассажирского движения, впоследствии эту идею удалось воплотить в жизнь.

Житомирский пассажирский трамвай

Его открыли 22 августа 1899 года. В тот период действовало четыре маршрута.

  1. Маршрут №1 — Киевская линия. В 1914 году его продлили от территории вокзала до Вокзальной, Бориса Тена и Витрука.
  2. Маршрут №2 — Чудновская линия.
  3. Маршрут №3 — Бердичевская линия. С 1901 года линию продлили до убежища Дурилина.
  4. Маршрут №4 — Вильская линия.
  5. Маршрут №5 — Московская линия, ее открыли позже других в 1909 году. Она стала сочетать маршрут №1 с Житним рынком. Чуть позже в 1914 году ее продлили до территории Сенного рынка.

Пассажирский трамвай был одноколейным. С начала его функционирования извозчики боролись с ним, подкладывая деревянные бревна в рельсы. Но на долю первого в городе электрического транспорта это не повлияло.

Стоит добавить, что инженер Тимченко, который является автором проекту киевского бензотрамвая, имел достаточно амбициозные планы относительно дальнейшей судьбы житомирского трамвая. Инженер планировал проложить трамвайную линию сообщения Киев — Житомир, однако война остановила эти планы на стадии проектирования.

Трамвайные линии начали закрывать

Война не прошла мимо, в 1918-1920 годы система не работала вообще, а в 1941 году маршрут №4 и №5 закрыли. Постепенно одни линии закрывались, другие восстанавливались, пока в городе не начал функционировать только один трамвайный маршрут, причем без номера.

И хотя житомирские трамваи работают уже 122 года, от развитой системы остался один маршрут. Это узколинейная система электрического трамвая, которая работает до сих пор. И хотя ей не сравниться, например, с перевозками городских трамваев Львова, однако житомиряни любят этот вид местного транспорта. Есть в нем какая-то романтика и особая атмосфера, история города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.