Вторник, 23 апреля, 2024

Как зарождалось авиастроение в Житомирской области?

Житомир тесно связывают с космоосвоением из-за житомирянина Сергея Королева. Однако космическое освоение выросло из авиации – даже Королев занимался сначала планерами, затем – реактивной авиацией, в конце концов – твердотопливными ракетами с реактивными двигателями. Кроме этого, в Житомирской области происходило даже строительство самолетов. Напоминает о связи Житомира с авиацией Королев фест – фестиваль для любителей летательных машин, который посещают гости из Украины и мира. Далее на zhytomyr-future.

Первый период авиации – период романтиков и экспериментов. Если сейчас изготовление авиации – это высокотехнологичный процесс крупных компаний (фирм), то на рассвете самолетостроения – кустарное изготовление небольшими компаниями (группой людей). Тогда строили самолеты действительно все, у кого были желания и возможности. Первые самолеты рождались в небольших мастерских, были из дерева и брезентов. Одна из таких мастерских появилась и в Житомирской области.

Терещенко, касавшийся неба

Семья Терещенко была чрезвычайно известна в свое время. Успешные предприниматели, щедрые меценаты поддерживали социальную и культурную сферу жизни общества. В потоке этого разговора стоит упомянуть Федора Федоровича Терещенко. Он был сыном Федора Артемьевича, получил треть родительского наследия, в том числе и Червонинское имение. Федор Федорович заинтересовался авиацией, но больше не как летчик, а как инженер-конструктор. В 1907 году он поступает на механическое отделение Киевской политехники, затем поступает в Киевское общество воздухоплавания.

Червонинская авиамастерская

Весной 1909 года Терещенко рядом со своим дворцом строит авиамастерскую. В мае этого же года из Франции в имение доставляют аэроплан «Блерио-ХІ». После испытаний Федор Федорович загорелся идеей создать собственный летательный аппарат, поэтому в конце декабря 1909 года Терещенко презентует свой первый самолет “Терещенко-1”. Почувствовав недостаток опыта, отправился на обучение конструктора Луи Блерио, у которого и купил первый аэроплан. 2 августа 1910 года Федор Федорович сдает экзамен комиссии от Киевского общества воздухоплавания на пилота самолета. Сдавал экзамен в Червоном, комиссия прибыла в его имение. В том же году Терещенко изобретает и патентует способ крепления деревянных деталей аэропланов, испытанных в летательном аппарате «Терещенко-2». В августе 1913 года выходит новый “Терещенко-3”. Весной 1914 года конструктор представит свой первый самолет с одним крылом.

Терещенко знал, что ключ к успеху производства — сотрудничество с армией, ведь его предки получили состояние во время Крымской войны. За время сотрудничества с царской армией предприятие Терещенко выполнило заказы на 800 тыс. руб. Для фронта Первой мировой войны конструктор разрабатывает моноплан «Терещенко-5», его особенность — простота эксплуатации, быстрая сборка-разборка, легкая транспортировка. Также это первый самолет Терещенко, на котором пилот мог взлететь самостоятельно. 

Конструкторская деятельность привлекла внимание самого царя – в 1914 году после начала Великой войны Николай II прибывает в Красное, осматривает имение и общается с Федором Федоровичем. Очевидно, что целью визита стали разговоры о стратегических товарах для армии – сахар и самолеты.

Терещенко не работал здесь сам — ему помогали и в конструировании, и в строительстве. Среди известных коллег здесь работали конструкторы Рот и Григорьевич, Зембинский, Альфред Пишон, Иордан, гостил или работал Игорь Сикорский. В 1913 году в авиамастерской работало 25 человек – 18 работников и 7 инженеров, в 1914 году – 120 человек, в 1915 году – 185.

Для авиамастерских Терещенко построил инфраструктуру – дом и хозяйственные помещения для работников и гостей, летное поле площадью 41 гектар переделали из пастбища возле Красного. В течение 1910-1915 гг. Федор Федорович вкладывает в авиаимение более 800 тыс. руб. — чрезвычайно щедрую сумму того времени.

Из-за революции 1917 года Терещенко эмигрирует во Францию, а авиазавод прекращает свою работу. После этого Федор Федорович не занимался конструированием самолетов.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.