Вторник, 30 апреля, 2024

Свет города: как начинали освещать улицы Житомира?

Освещение улиц города связывают с развитием и благосостоянием. Уличные фонари уменьшают количество несчастных случаев пешеходам и транспорту. Также считалось, что освещение улиц не только приносит очевидные блага комфорта, но и ограничивает деятельность криминалитета, который будет бояться попадаться на глаза свидетелям. Далее на zhytomyr-future.

Как все начиналось?

Во второй половине XIX века в городе начали устанавливать уличные фонари, которые давали свет, пожирая свечи, жир, масло, спирт, продукты перегонки нефти, газолин или светильник.

В 1887 году житомирянином Вержбицким было зафиксировано немногим более полутысячи фонарей на весь Житомир. Хотя с 1861 года количество фонарей увеличилось вдвое, этого еще не хватало для ночного функционирования города в современном понимании. Согласно специальному расписанию ночное освещение города происходило в течение 9 месяцев (244 ночи). График составлялся на базе восхода и захода Солнца, фаз Луны.

В начале 1890-х годов городская дума создала специальную комиссию по модернизации инфраструктуры Житомира — они должны были решить вопрос создания водопровода, электрического освещения и железной дороги. Решение вопроса электроосвещения шло в одной упряжке с трамвайным транспортом.

Житомир, опоясанный электросветом

До конца XIX века у Житомира, как и подавляющего большинства городов на планете и в Российской империи, не было электрического освещения. 16 октября 1896 года городской театр Житомира получил электрическое освещение от трехсот лампочек. Это стало возможным из-за сотрудничества с киевской фирмой «Ольшевич и Керн», а питание фонарей обеспечила передвижная электростанция. Впоследствии электросвет поселился в нескольких учреждениях, магазинах и квартирах, чьи владельцы имели возможность получить еще дорогую услугу.

В 1897 инженер Лихачев предлагает развивать проекты электрических фонарей и трамвая одновременно. В марте 1898 года представитель Общества городских и подъездных путей России инженер-предприниматель Поляков предлагает план постройки инфраструктуры – электрическая станция, трамвайные пути и система электрофонарей. Соглашение, подписанное Обществом и городской думой, имело объем 27 параграфов, было напечатано и скреплено печатями. Согласно соглашению Общество должно было “за свой счет и на свой риск” реализовать этот проект, предварительно внеся залог в 5 тыс. руб. Согласно договору в течение 25 лет строительная компания получала прибыль от построенного, а затем должна была бесплатно передать электросистему в собственность города в безупречном состоянии. К тому же стороны согласовали систему штрафов.

В октябре 1998 года запустили электрическое освещение улиц Житомира, электростанцию ​​освятили, а губернатор лично включил бегущий по трамвайной линии ток.

В 1910 году в Житомире работало 160 электрофонарей, но вместе с ними работало 15 керосиновых фонарей. Однако этого до сих пор было недостаточно. Киев был лучше освещен из подроссийских городов на территории современной Украины, уступал в России только Санкт-Петербургу и Москве, а Житомир имел очень плохой показатель плотности фонарей. Если в Киеве это был 1 фонарь на 16 сажен, то в Житомире это был тот же 1 фонарь на 412 сажен. На все города (в общей сложности — 18, с освещением — 17) Волынской губернии 1910 приходилось всего 187 электрофонарей и почти 2 тыс. фонарей другого питания, поэтому электрификация городского освещения проходила довольно вяло. Для сравнения тогда же Киевская губерния имела более 7,5 тыс. фонарей (электрических — 817), а Херсонская — почти 9,5 тыс. (из них 574 электрических).

В начале XIX века электрическое освещение являлось символом благополучия и движения вперед. Как мы увидели на примере нашего города, этот процесс был дорогостоящим и сложным.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.