Пятница, 12 августа, 2022

Батыевый Путь – дорога, пронизывающая Житомирщину

Сейчас трудно переоценить значение автодорог, в том числе трассы М06 Киев-Чоп, пронизывающий пять областей Украины, а на территории Венгрии выходит в автодорогу 4. Ими протекают огромное количество товаров разного назначения, пассажирских рейсов и частных транспортов. Рассмотрим же появление этого пути. Далее на zhytomyr-future.

Старый путь к монголо-татарскому нашествию

Во времена ранней Руси основным транспортным средством были речные лодки лодии. Дружина руських князей собирала дань, двигаясь от племени к племени преимущественно по рекам. Торговля также была преимущественно речной, вспомним хотя бы «Из варяг в греки». Для такой развитой как в Римской или Китайской империи сухопутной транспортной системы не хватало централизованной власти и ресурсов. Кроме того, для реализации такого замысла необходимо было отвоевать земли у лесов и болот, которыми была богата земля Руси. Плотность средневекового населения Руси не позволяла строить такие масштабные проекты и расстояние между населенными пунктами не прибавляло ни йоты рентабельности. В то же время есть идеально безъямные водные пути, лодки можно было загрузить побольше. Естественно, от речных портов продукты развозили гужевыми повозками. 

Со временем через подсечно-огневую систему земледелия, рост масштабов строительства (кроме жилищ и хозяйственных построек строили большие оборонительные сооружения) население все же отвоевало земли у лесов. До XII ст. сформировался путь от Киева к западным землям, который потом стали называть Старым путем. В летописях XII века указано, что дорога проходила через «Чертов лес» — большой лесной массив, раскинувшийся на территории Пулинского и Емильчинского районов. Важным фактором была и «евроинтеграция» Руси от Ярослава Мудрого — дорога была необходима для торговли, дипломатических, частных деловых и религиозных миссий. Дорога шла от Киева, соединяла Житомир, Чортолисы (Пулины), Соколов, Звягель (Новоград-Волынский) и дальше западнее. Правители западных княжеств также не игнорировали этот путь, хотя и застраивали замками с запада на восток к Великому престолу.

 Старый путь – дорога Батыя

 Из-за недостаточного изучения и скупых данных о местности восточной части торгового маршрута «из хазар в немцы» нельзя твердо утверждать, что Старый путь был фрагментом этого пути, но это вполне вероятно — в средневековые времена дорожная система была слаборазвита. 

Если 1239-40 годов Батыева орда двигалась от города к городу, то возвращалась она с пленными и трофеями уже по Старому пути, в частности, мимо Звягеля, Стрибежа, Большой Фосни и т.д. На время название Батыева дорога закрепляется за путем. Уже в документах XV ст. она фиксируется как Ивницкая или Смоляна (через деготь и смолу, которые возили на продажу). Уже в XVI веке. появляется название Киевский путь, закрепившийся на многие годы. 

Сначала земли Житомирщины больше мешали формированию транспортной артерии — вспомните хотя бы большой Чертов лес — но население, которое покупало и создавало товары, способствовало торговле.

Latest Posts