Понедельник, 4 марта, 2024

История железной дороги в Житомире

Отсчет истории железной дороги в городе Житомир стартует с 28 декабря 1895 года (т.е. с 9 января 1896 года по новому стилю). Да, именно в этом году двинулся первый поезд, путь которого пролегал по маршруту Житомир-Бердичев. Детальнее о предпосылках строительства и перипетии на пути к становлению железной дороги в Житомире на zhytomyr.future.

Начало истории житомирской железной дороги и предпосылки строительства

Процесс становления этого вида перевозок не обошелся без затруднений и непредсказуемых обстоятельств. Следует отметить, что о перспективах развития железнодорожного транспорта в городе заговорили в марте 1875 года, после того, как в газете «Киевские Известия» была опубликована статья о необходимости построения железной дороги, которая пролегала бы по этому маршруту. Также в публикации говорилось и о возможности расширить железную дорогу в Минск и Туров.

Впрочем, обязательным условием было добиться того, чтобы железнодорожный маршрут Житомир-Бердичев дублировался с путями сбыта продукции с территории Полесья. Кроме того, появление железной дороги означало бы возникновение конкуренции для перевозчиков, обслуживающих транспортное сообщение между городами Житомир, Бердичев и Киев. Планировалось построить узкоколейную железную дорогу, поэтому соответственно ею бы курсировали в большей степени грузовые поезда, и их направление заключалось в скоростной перевозке произведений лесодобывающей и сахарной промышленных отраслей.

За строительством железной дороги в Житомире наблюдало «Общество подъездных путей»

Однако такие две важные составляющие для строительства железной дороги как сам процесс сооружения и ее обслуживания оказались делом достаточно ресурсозатратным и стоимостным. Поэтому в 1893 году было основано «Общество подъездных путей». Основной миссией и задачей этой организации было наблюдать за построением железнодорожного сообщения и пропагандировать местным жителям идею возникновения в городе железной дороги.

Конкуренты всячески пытались воспрепятствовать появлению железной дороги в Житомире

Строительство первого железнодорожного пути не обошлось без труда и препятствий. Основная проблема заключалась в сопротивлении конкурентов, которые совсем не желали мириться с появлением в городе железнодорожного сообщения, ведь это событие негативно отразилось бы на их прибыли. Так, согласно публикациям в прессе можно сделать выводы, что конкуренты протестовали против сооружения железной дороги коварными методами: наносили разного рода повреждения при строительстве путей: могли открутить какие-то детали или даже разобрать часть пути. Несмотря на диверсии, которые преимущественно творились в ночное время, удалось все же успешно завершить строительство железной дороги.

Не менее серьезное препятствие на пути к успеху железнодорожного вида транспорта в Житомире – это невостребованность его среди целевой аудитории, а именно среди пассажиров. К этому руки приложили в первую очередь конкуренты, ведь благодаря их диверсиям и порче имущества на железной дороге, среди населения стремительно распространились басни о том, что черти разрушают рельсы на железной дороге по ночам и гуляют под Бердичевским мостом. Поэтому, учитывая это, население думало, что итогом путешествия по железной дороге их обязательно будет ждать либо госпитализация, либо даже смерть. В итоге местные были убеждены, что железная дорога — это чуть ли не изобретение дьявола и опасались пользоваться ее услугами, а первых клиентов считали отчаянными и экстрималами.Следует отметить, что все же поезда нельзя было назвать скоростными, ведь они двигались со скоростью не более 19,2 км в час, то есть, ориентировочно, ехали на скорости велосипедиста. Впрочем, интересным фактом является то, что на протяжении всего функционирования узкоколейки там была зафиксирована лишь одна авария, которая по своему масштабу была несущественной.

Руководство железной дороги предпринимало различные меры, чтобы привлечь к пользованию этим видом транспорта

Вместе с тем, руководство железной дороги разными способами пыталось поощрить потенциальных пользователей воспользоваться услугами нового в Житомире вида транспорта. К примеру, чтобы повысить спрос на железнодорожные перевозки, руководство шло на поблажки пассажирам. Одной из них было то, что работники железной дороги протягивали веревку, соединенную со звонком в кабинете машиниста, через всю территорию пассажирского отсека. Так что в случае, если пассажиру нужно было сойти в неустановленном месте, достаточно было только дернуть за веревку, и пассажирский поезд останавливался по требованию.

Интересна и концепция организации буфета на железнодорожном вокзале. Так, например, там реализовывали бутерброды с икрой, и становилось, что иногда она немного сохла и становилась непривлекательной товарной внешностью. Так что повар давал команду «освежи», и парень облизывал эти бутерброды.

Впрочем, несмотря на все несовершенства и препятствия на пути к становлению, железная дорога в Житомире заработала. Во-первых, пассажирам быстро удалось оценить преимущества этого вида транспорта, в первую очередь его скорость.Ведь в курсировавших дилижансах путь от Бердичева до Житомира удавалось преодолевать за целых 7 часов, в то время как на железнодорожном поезде можно было добраться до места назначения всего за 3 часа, поэтому это можно было назвать очень комфортным вариантом перевозки.

Появление железной дороги в Житомире положительно повлияло на развитие города

Железная дорога в Житомире повлияла на активное развитие города. Так, благодаря этому виду транспорта, Житомир быстро приобрел цветущий вид, и вместе с тем возникло предложение реализации уже следующего этапа, а именно строительства именно широколейной железной дороги.

От планировки перешли к реализации, поэтому первый отрезок железнодорожного пути, который пролегал от Бердичева до Житомира, был построен в 1913 году. Вторая часть железнодорожного пути от Житомира до Коростеня была сдана в эксплуатацию в 1914 году. В то время, когда происходило строительство пути, было построено и новое каменное помещение для расположения на нем вокзала, уничтоженного пожаром в 1943 году, во время войны. Это помещение было восстановлено и повторно отстроено в 1946 году, а в 1971 году он был подвергнут реконструкции и существенно расширен его границы, в частности, к зданию был достроен второй этаж.

Железнодорожный вокзал в Житомире посетило много выдающихся людей

На железнодорожном вокзале в Житомире «зачекинилось» много выдающихся людей. В первую очередь, стоит упомянуть о председателе Центрального Совета Украинского Народного Совета Михаиле Грушевском. Так, в течение двух суток осенью 1918 года на железнодорожном вокзале в Житомире находился штабной вагон Центральной Рады, то есть можно сказать, что таким образом Житомиру был предоставлен статус независимого города.

Также в 1920 году на перроне житомирского железнодорожного вокзала расположился поезд Льва Троцкого, приехавший в Житомир по семейным делам, ведь наведывался к своей двоюродной сестре.Житомирская железнодорожная станция была открыта в 1896 году. 

Впрочем, Житомирская железная дорога долгое время оставалась в тени и была периферийной станцией. Впрочем, в 1912 году императором Николаем II был сформирован и издан указ о строительстве широколейной железнодорожной станции сообщением Коростень-Житомир-Бердичев. Процесс строительства новой железной дороги продолжался три года. В 1914 году узкоколейка была изменена на широкий путь. В 1915 году железная дорога была продлена до Коростеня. В 1915 году в Житомире был построен новый каменный вокзал.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.