Суббота, 27 апреля, 2024

Железная дорога Житомирщины: как она разрасталась по области

Современный мир невозможно представить без железной дороги — самый дешевый наземный товарный транспорт, а купе — самый удобный способ путешествия. Железные дороги на Житомирщине более полутора веков, за то время наши земляки привыкли к паровозам, дизельным и электропоездам. Далее на zhytomyr-future.

Обстоятельства, в которых развивалась железная дорога Житомирщины

Важное условие возникновения и развития такого грандиозного инфраструктурного проекта – спрос. Российская империя не была самым благоприятным климатом для развития промышленности, так что Житомирщина, как и вся Волынская губерния, оставалась преимущественно аграрным краем.

Однако Крымская война показала, что феодальные столбы страны уже неактуальны, наступает время индустриализации и железных дорог. Николай II и его канцлер Александр Горчаков взялись за модернизацию и индустриализацию «тюрьмы народов».

В 1865 году введена в эксплуатацию железная дорога Одесса-Балта (Винницкая область) — первая железная дорога на подромановской Украине. В том же году правительство Российской империи подписало закон о содействии застройки железными дорогами, что родило «железную горячку».

Важным фактором строительства железных дорог на Житомирщине стала заболоченность и лесистость местности — перед строительством необходимо выкапывать каналы, засыпать овраги песком, выкорчевывать деревья. Кроме этого не хватало строительных материалов (песка, кирпича); более чем достаточно было древесины — именно поэтому местные станции преимущественно были деревянными. Осложняло задачу и то, что эта местность была относительно не густо заселена, а местное население не желало участвовать в строительстве. Это толкало власть к использованию труда заключенных и солдат, проходивших срочную службу.

Повлияли на темпы работ и жители окрестных сел — они разбирали колеи, скручивали запчасти и т.д. По их мнению, железная дорога распиливает Ковид-ХІХ век, внушает чуму, извлекает молоко у коров и т.д. Ходили слухи, что железную дорогу портит нечистая сила, а в конце поездки пассажиры либо умирают, либо калечатся.

Первые железные дороги в Украине

Первая железная дорога на территории современной Украины появилась на подконтрольных Австрийской империи территориях — в 1861 году запустили сообщение Львов-Перемышль. История железной дороги украинских земель, входивших в состав Российской империи, имеет несколько первых пунктов. В 1843 году на юге Украины была построена первая гужевая железная дорога, длиной в 1 км. 1855 года построят импровизированную Балаклавскую железную дорогу во время Крымской войны. 1865 года открыто сообщение Одесса-Балта — первая железная дорога на подроссийской Украине.

Железнодорожные ростки края

Железная дорога в Житомирской области появилась как фрагмент сообщения Киев-Брест-Литовский, идею которой презентовал министр путей сообщения 1869 года. Эта идея предполагала создание железнодорожной ветви с Киева через Бердичев, Житомир, Заславль, Остров, Ровно и Клевень в Брест. В 1870 г. господин Рябинин создал «Общество Киево-Брестской железной дороги», которое выкупило у «Общества Киево-Балтской железной дороги» необходимые земельные участки от Киева до Казатина и до Бердичева.

В 1870 году основали железнодорожную станцию ​​в Бердичеве. В 1873 году начал свою работу участок Бердичев-Брест. В статье «Волынских губернских ведомостей», вышедшей по этому случаю, указано, что строительство одной версты обошлось строителям в 105 тыс. руб. В 1896 году по новому стиле заработала станция Житомир, которая была соединена с Бердичевом. В 1894 году городские власти Новоград-Волынского приняли решение передать землю для строительства узкоколейной дороги. В конце XIX века начали проводить геодезические экспедиции вокруг города.

Высокая грузоподъемность железной дороги заинтересовала не только туристов и предпринимателей, но и военных. В конце XIX века в связи с изменением внешнеполитического курса российский кабинет министров 1899 году принял решение проложить прямую стратегическую ветвь между Киевом и Ковелем через Тетерев, Коростень, Белокоровичи, Олевск и Сарны. После проектно-изыскательских работ в 1900 году началось строительство в нескольких местах сразу, чтобы побыстрее сдать проект. Если прокладку путей преимущественно удалось довести до конца до середины 1901 года, то из-за задержек со строительством моста через Уж, который завершили только в конце года, движение пассажирских поездов было открыто весной 1902 года. Железная дорога строилась однопутной.

По проектам 1912-14 годов Новоград-Волынский пролегал на отрезках железных дорог Житомир-Ровно, Жлобин-Овруч-Новоград-Волынский. В связи с тем, что станцию ​​Новоград-Волынский планировали сделать узловой. Также перемены перед Великой войной по приказу царя расширили колею Коростень-Житомир-Бердичев.

Свое влияние оказала и Первая мировая война. С одной стороны, это столкновение многомиллионных армий, которые употребляют космические количества провизии, одежды, оружия, боеприпасов, медикаментов… Поэтому было бы уместно довести до конца начатые транспортные проекты и, возможно, начать новые. С другой стороны, не хватало денег, поэтому некоторые направления заморозили. Например, на участке Новоград-Волынский-Житомир средств хватило только на однопутную насыпь.

1916 в Новоград-Волынский прибыл первый поезд из Шепетовки. В 1917 году железные дороги Житомирской области вошли в состав Юго-Западной железной дороги. 

Во время национально-освободительной борьбы и домашней войны в России строительство железных дорог не велось. Среди известных железнодорожных гостей Житомира того периода стоит упомянуть поезд Центральной Рады, прибывший в город в 1918 году, и бронепоезд Троцкого, который был здесь в 1920 году.

Советская индустриализация

В течение 1918-22 годов большевики реформируют структуру железной дороги бывшей империи — в советской структуре Житомирщина вместе с Киевщиной также входят в Юго-Западную железную дорогу. Советская власть изначально начала отстраивать заброшенные железные дороги, ведь это залог транспортировки товаров.

В 1930-х годах достроили отрезок Житомир-Новоград-Волынский, заложенный в 1914 году. 

Вторая мировая война нанесла невероятный ущерб железнодорожной инфраструктуре — рельсовая война партизан, бомбардировка вокзалов, подрывы путей при отступлениях и т.д. К примеру, Бердичевский вокзал разрушили полностью нацистским авиаударом.

В 1960-х годах происходит электрификация путей, поставляют новые локомотивы тепло- и электровозы. В 1968 году электрифицируют отрезок Клавдиево-Тетеров, в 1978 году — Тетерев-Малин, 1982 — Малин-Успович, в следующем году — Чоповичи-Коростень, 1985 — Коростеновский узел.

Железнодорожники и их быт

Работа железнодорожника после развенчания обывательских мифов считалась престижной и важной, они были пролетарской аристократией. Работники имели привилегии — освобождались от военной службы, снабжались формой, претендовали на государственные квартиры, их дети были приоритетными абитуриентами при поступлении в учебные заведения технической специальности.

Во многих вокзалах были помещения, где паровозные смены могли отдыхать. Поскольку пути было необходимо регулярно обходить с проверкой, вдоль железной дороги на малонаселенных территориях строили маленькие кирпичные домики для семей путевых обходчиков. Это постройки с одной жилой комнатой, кухней и сенями, при них были сад, земля для огорода. Руководство брало на себя обеспечение топливом этих домиков топливом, дети работников могли ходить в школу в ближайший населенный пункт.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.