Воскресенье, 28 апреля, 2024

Маршрут Киев-Житомир: как стальные лошади вытесняли живых

Связь с Киевом — политическим, экономическим центром — была всегда важна житомирянам. Впрочем, киевлянам путь Киев-Житомир также был важным: Житомир это ворота в Польшу, а оттуда в Западную Европу. Этот путь это «Батыева дорога», Киево-Брест-Литовский тракт, а сейчас — фрагмент автодороги международного сообщения Киев-Чоп (М-06). Далее на zhytomyr-future.

Коней им!

К началу XX века главным транспортным средством на этом пути были лошади или волы. Торговый отрезок Киев-Житомир не игнорировался чумаками, но маршрут пролегал через больший Радомышль (чуть севернее Киев-Чоп).

После Второго раздела Речи Посполитой Житомир и Киев снова оказались в составе одного государства. На карте Киевщины 1821 года зафиксирован главный дилижансный путь из Киева через Мотыжин, Рожев, Раковичи, Радомышль, Березину, Студенцы в Житомир. На этой карте нанесены почтовые станции, где меняли почтовых лошадей и отдыхали гонцы и пассажиры. Длина этого пути определена в 155 слоев (166 км).

В 1827 году царское правительство организовало почтово-конное сообщение Киев-Житомир-Радзивиллов. Вместе с этим царизм начал строительство нового пути Киев-Житомир-Новоград-Волынский-Ковель. Новопроложенный путь оказался короче на 35 км, он переродился во фрагмент современной трассы М-06.

На почтово-пассажирском дилижансе ехал почтальон в форме и почтальоном рожком. Ехать приходилось днем ​​и ночью, сделав перерыв на еду и отдых. Наверное, здесь понравился кучерам разум лошадей и их режим «автоматического пилота». Ездовой мог сделать остановку для высадки пассажиров и сдачи-принятия корреспонденции. Скорость движения дилижансов была где-то 9-10 км/ч. Путешествие из Киева в Житомир могло затянуться до двух суток, если делать перерывы на ночлег и отдых. На крышу дилижанса упаковывали багаж, в салоне размещались пассажиры, впереди сидел водитель.

К началу ХХ века вышеназванная схема не только одточилась, но и приобрела капиталистические элементы. Главным перевозчиком этого маршрута была контора дилижансов Переца-Хаима Фельденкрайза. Это были большие экипажи на 20 пассажиров, которые могли взять места в первом, втором или третьем классе. Первый класс – это карета на амортизации с кожаными диванами, второй класс – вагончик со скамейками вдоль бортов как в вагоне метро, третий класс – места на подвесных креслах сзади дилижанса.

Вереница почтовых станций

По всей трассе строили каменные станции — комплексы построек для обслуживания почтово-пассажирских дилижансов. Здесь была такая инфраструктура: колодец с устройствами для поения лошадей, амбары, каретная мастерская, конюшни, гаражи, фуражная, гостиница. Председательствовал на станции начальник, который здесь и жил. Он заведовал документацией, следил за тем, чтобы все было готово для отдыха лошадей и людей. Расстояние между почтово-конными станциями было около 20-30 км. В Житомирской области царизм поставил четыре станции: коростышевская, березинская, житомирская, звягельская.

Эти станции, простираясь звеньями одной цепи, стали опорными пунктами междугородной системы. А Коростышевская станция должна стать известной как символ связи поколений. Начав работу как почтово-конная станция, переродилась в автобусной станции — в том же здании автостанция проработала до 2018 года. Сама идея прочности истории транспортного узла стоит музею!

Железнодорожный маршрут

Несмотря на то, что на землях Житомирщины железная дорога появилась в начале 1870-х, до Киева до Житомира добраться по железной дороге можно было только в конце XIX века. Железнодорожное сообщение с Киевом появилось в рамках проекта железной дороги Киев-Брест-Литовский. Идею предложил тогдашний министр путей сообщения Российской империи. 1873 заработала станция Бердичева, а 28 декабря 1895 по старому стилю со станции Житомир в направлении Бердичева отправили первый поезд.

Усложняло прокладку железнодорожных путей болотисто-лесистая местность, ограниченные местные материальные и человеческие ресурсы, а еще человеческие предрассудки. Распространялись слухи, что железная дорога связана с нечистой силой, а ее клиенты умирают после поездки. В 1914 году этот участок дороги перешили на широкий путь.

Автотранспорт

Весной 1907 года на рынок вышла железная лошадь – автомобиль-дилижанс. Киев-Житомир — первый маршрут Центральной Украины, обслуживаемый автобусами. Предприниматель Познанский купил и привез эти автобусы из Парижа. Эта машина могла довезти пассажиров из Киева в Житомир всего за 7 часов — автобусы отправлялись в 9:00, как и конный экипаж, и прибывали в 16:00 в место назначения. На трассе автобус разгонялся до 36 км/ч, по городам и селам успокаивал ход до 15 км/ч, в Киеве мог ездить только до 10 км/ч. На дорогу в один конец автобус сжигал 48 литров бензина.

В конце июля 1914 на этот маршрут вышла еще одна фирма — перевозчик Александр Миклашевский. Автобусы выходили из обоих городов вечером и прибывал почти в полночь, преодолевая дорогу за те же 7 часов. Автобусы также имели первый и второй класс.

Пресса карикатурами и статьями делали из этих автобусов посмешище, если те ломались, но, как известно, ничто не остановит идею, время.

которой наступил. Так что автобусов становится больше, конструкция и модели совершенствовались и в 1920-х годах механические лошади окончательно вытесняют кареты.

В межвоенные годы на маршрут между социалистическими городами выходит ЗиС-16, который брал в салон 27 пассажиров и мог развивать скорость до 65 км. Однако на шоссе запрещалось развивать скорость более 30 км. Далее с распространения автотранспорта дорогу заполоняют перевозчики и водители.

Известные клиенты этих транспортных узлов

Среди известных пользователей дилижансами маршрута Киев-Житомир для украинцев ярче всего будет Тарас Шевченко. 1846 работник Археологической комиссии при Киевском университете святого Владимира отправился в исследовательскую экспедицию Правобережьем и путешествовал через дилижансно-почтовую систему. Через эти станции пролегал путь писателей Пантелеймона Кулиша и Анны Барвинок. Позже здесь путешествовали Ференц Лист и Оноре де Бальзак. Также пользовались услугами дилижансов Николай Лысенко, Михаил Старицкий, Николай Костомаров, семья Леси Украинки и другие.

Железнодорожные пути, наверное, больше всего запомнили поезд Центральной Рады. В начале 1918 г. представители ЦР эвакуировались из Киева. В Житомире на Великой Бердичивской, 32 политики работали над принятием государственных законов УНР. 

Также здесь был пышный бронепоезд Троцкого, остановившийся здесь в 1920 году.

Что ж, как мы видим, путь появился еще во времена Киевской Руси. С изобретением новых технологий и включению больших ресурсов в строительство путь сократился. Можно услышать мнение, что Житомир — сателлит Киева, но трудно с этим согласиться. До определенного этапа истории расстояние между Киевом и Житомиром не преодолевало актуальный уровень глобализации. Тем более после «Вечного мира» между Речью Посполитой и Московским царством, наш город строился как конкурент и противовес Киеву. Дает основания предполагать подобное — отток «умел» из Житомира в Киев. На мой взгляд, это больше связано с ролью Киева в рамках этнически-украинского пространства — и, соответственно, магнитным свойством — это центр образования, культуры, религии, политики, бизнеса, связанного с политикой.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.